Электронный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций: «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2303-9744 • scientific e-journal • Основан 22 января 2012
В статье представлено современное состояние исследований феномена коррупции и коррупционной преступности с различных методологических позиций. Констатируется, что в правительственных и социологических источниках коррупция рассматривается как юридический, экономический либо социальный феномен, поэтому и методы борьбы с ней носят формально-бюрократический, чаще всего карательный характер. Между тем, причина коррупции и коррупционной преступности в ее субъектах, поэтому психологический подход к решению этой проблемы ставит в центр внимания «человеческий фактор». Описывается мотивационная модель видовой неоднородности человека, в методологическом плане опирающаяся на палеопсихологическую теорию антропогенеза Б.Ф. Поршнева, теорию ценностно-потребностной сферы личности и концепцию видизма. Формирование в процессе антропогенеза четырех видов рода Homo Sapiens объясняется психологическим развитием человека: появлением чисто человеческих потребностей и принципиально новых способов их удовлетворения – второй и третьей сигнальных систем. Обсуждаются методологические вопросы исследования феномена коррупции с позиции теории ценностно-потребностной сферы личности. Предлагаемая в статье модель «коррупционной психодиагностики» и «антикоррупционной психопрофилактики» является прикладной реализаций теории ценностно-потребностной сферы личности. «Коррупционная психодиагностика» направлена на выявление лиц, склонных к коррупции, претендующих на занятие коррупционно опасных должностей в государственных учреждениях, бизнес-структурах и СМИ, а разрабатываемые на основе ее результатов технологии «антикоррупционной психопрофилактики» имеют целью искоренение коррупции в государственных и общественных учреждениях.
Морогин В.Г. 1 Ценностно-потребностная методология антропо-психологической предрасположенности к различным формам коррупционного поведения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2018. – № 3;
URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/225-1186 (дата обращения:
22.12.2024).